Советы по эксплуатации кондиционера - https://www.skv-climat.ru

Советы по эксплуатации кондиционера - https://www.skv-climat.ru

СКВ-КЛИМАТ
Поиск
Вентиляции
Кондиционирования
  info@skv-klimat.ru
  Оформить заявку
Системы
Работаем для вас: Бухарестская 8
Пн-Пт  | 9.00-19.00ч.
Сб-Вс  | выходной
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Яндекс.Погода
Перейти к контенту

Главное меню:

Советы по эксплуатации кондиционера

Статьи

В большинстве случаев, купив и установив кондиционер, его начинают использовать так же, как и любую другую бытовую технику: телевизор, утюг или пылесос, действуя по принципу – пусть работает, пока не сломается. В отношении того же телевизора или пылесоса этот принцип оправдывает себя – до первой поломки может пройти не один год (качественная техника вполне может проработает без ремонта 5…7 лет, а иногда и больше). Однако для сплит-системы такая эксплуатация с большой вероятностью приведет к серьезной поломке уже через 2-3 года. Эта особенность присуща как недорогим моделям – LG, MIDEA, BALLU, HAIER, SAMSUNG, так и элитным – DAIKIN, MITSHUBISHI ELECTRIC, MITSUBISHI HEAVY, TOSHIBA, FUJITSU. Разница между ними в том, что в более дорогих моделях больше степеней защиты от неправильной эксплуатации и такие кондиционеры просто «откажутся» включаться даже при незначительном отклонении от нормального режима работы.
Любая сплит-система состоит из двух блоков – внешнего, в котором находятся компрессор, вентилятор и радиатор (называемый конденсатором) и внутреннего, в котором так же находятся вентилятор и радиатор (называемый испарителем). При монтаже эти блоки соединяются медными трубопроводами, по которым под высоким давлением циркулирует смесь из фреона и небольшого количества компрессорного масла. Вентиляторы, расположенные во внутреннем и внешнем блоке обеспечивают обдув радиаторов для улучшения теплообмена и равномерного распределения холодного воздуха в помещении.
Правила эксплуатации кондиционеров
Чистить фильтры внутреннего блока не реже одного раза в месяц.
Если кондиционер перестал нормально функционировать (из внутреннего блока капает вода, на медных трубках наросла ледяная «шуба», ухудшилось охлаждение воздуха в помещении, возникли потрескивания и другие посторонние звуки) необходимо выключить кондиционер и обратиться за помощью в сервисную службу.
Не реже одного раза в год (желательно два раза -  весной перед началом сезона и после сезона тополиного пуха) вызывать представителей сервисной службы для проведения профилактических работ: проверки давления в системе и дозаправке фреоном, полной проверки кондиционера во всех режимах работы (для выявления скрытых неисправностей), чистки внутреннего и наружного блоков. Наружный блок при этом продувается струей сжатого воздуха с помощью компрессора для очистки от тополиного пуха и пыли.
Не включать кондиционер, если он не оборудован всесезонным блоком, при температуре наружного воздуха ниже 0°С.
Проблемы эксплуатации кондиционеров в зимний период
Проблемы, возникающие при эксплуатации холодильного оборудования с воздушными теплообменниками в холодное время года достаточно подробно описаны во многих источниках, посвященных эксплуатации холодильного оборудования и кондиционеров. К числу проблем относятся:
Снижение производительности холодильной машины;
Увеличение продолжительности переходного режима работы холодильной машины (кондиционера);
Натекание жидкого хладагента в картер компрессора;
Запуск компрессоров при низких температурах окружающего воздуха;
Отвод дренажной воды.
Суть первой из перечисленных проблем состоит в сильной зависимости эффективности воздушного теплообменника от температуры охлаждающего воздуха.
Падение давления конденсации вызовет пропорциональное падение давления испарения. Упадет массовый расход хладагента и холодопроизводительность кондиционера. Для рассмотренного примера в 2 раза. Побочным неприятным эффектом будет обмерзание внутреннего блока кондиционера и перегрев двигателя герметичного компрессора, который, как известно, охлаждается газообразным хладагентом, масса которого зависит от давления испарения.
Одним из возможных способов решения этой проблемы является регулирование потока воздуха через конденсатор. Для некоторых моделей кондиционеров в этих целях используют несколько вентиляторов, которые управляются ступенчато от датчика, контролирующего температуру конденсации хладагента. Аналогично, используются и многоскоростные вентиляторы конденсатора.
Однако это не решает проблемы при низких отрицательных температурах, характерных для нашей климатической зоны.
Рекомендуемый способ решения проблемы для кондиционеров, работающих круглый год на "ХОЛОД" (серверные, аппаратные, термоизолированные помещения с тепловыделяющей аппаратурой, и др.) — установка на серийные кондиционеры замедлителей скорости вращения вентиляторов. В состав замедлителя входит сенсор, установленный на теплообменнике (конденсаторе), и устройство управления вентилятором. У большинства замедлителей можно настроить рабочую точку (желаемую температуру конденсации), диапазон регулирования по температуре и по скорости вращения вентилятора. Для исключения колебательных режимов регулирования регулятор, как правило, имеет временную задержку по управлению.
Вторая из перечисленных проблем тесно связана с первой. Чтобы обеспечить нормальную производительность кондиционера необходимо как можно быстрее поднять давление (температуру) конденсации. В тоже время при снижении температуры входящего воздуха возрастает теплосъем с конденсатора, что удлиняет время разогрева конденсатора до нужной температуры, однако из-за низкого перепада между давлением всасывания и нагнетания в испаритель поступает недостаточное количество хладагента и перенос тепла из испарителя в конденсатор незначителен. Уменьшить переходный режим можно путем блокировки включения вентилятора конденсатора до достижения требуемого давления конденсации, что автоматически реализуется при использовании в качестве замедлителя скорости вращения, уже упоминавшихся автоматических регуляторов скорости.
Третья проблема возникает при длительных остановках компрессора наружного блока, когда компрессор остывает до температуры окружающей среды. В силу известных физических законов, в частности эффекта "холодной стенки Ватта", жидкий хладагент сосредотачивается в наименее нагретой части холодильной машины, элементах наружного блока, в том числе и в компрессоре. При этом жидкий хладагент частично растворяется в масле, и частично, как более тяжелая жидкость, располагается на дне картера компрессора. При очередном пуске компрессора в работу в результате снижения давления в картере компрессора происходит внезапное вскипание хладагента, внутренняя полость компрессора заполняется масляной суспензией, которая попадает в полость всасывания компрессора и может вызвать сильный гидравлический удар и поломку компрессора. Кроме того, при пуске масляный насос вместо масла всасывает жидкий хладагент со дна картера компрессора, который смывает масло с трущихся поверхностей, испаряясь, вызывает кавитацию, в результате компрессор работает практически без смазки и может заклинить.
Проблему решает использование нагревателя картера компрессора. Даже небольшая разница температур компрессора и остальных деталей наружного блока исключает натекание хладагента в картер. Наиболее просто установить на компрессор бандажный нагреватель картера. Причем его желательно запитывать при остановке компрессора, для чего можно использовать нормально замкнутые контакты пускового контактора компрессора. Мощность такого нагревателя обычно невелика (несколько десятков ватт) и он не вызывает перегрева компрессора при эксплуатации в летнее время. Особенностью этих нагревателей является то, что они легко устанавливаются на компрессоры различных марок и размеров. Имеющийся бандаж и зажимной винт позволяют обеспечить хороший тепловой контакт нагревателя с картером компрессора и прочно закрепить его.
Четвертая проблема связана с увеличением вязкости смазки компрессора при низких температурах. Эта проблема также решается использованием картерного нагревателя.
И наконец, пятая проблема связана с тем, что часто нет возможности отвести конденсат, производимый кондиционером, в канализацию и его сливают через отверстие в стене на улицу. Если не принять специальных мер, зимой дренажный трубопровод замерзает и конденсат начинает заливать помещение. Решает проблему дренажный нагреватель. В настоящее время используют несколько типов дренажных нагревателей. По способу установки их можно разделить на устанавливаемые внутри и снаружи дренажной магистрали.
Проблемы по установке возникают для дренажных нагревателей второго типа, если их приходится устанавливать на ранее смонтированное оборудование. Более удобными в этом случае являются нагреватели, устанавливаемые внутрь дренажной магистрали, например нагреватели фирмы.
Подводя итог можно сказать, что особенно остро перечисленные выше проблемы стоят в России где сезонные колебания температур зима-лето могут достигать нескольких десятков градусов. Эксплуатировать зимой кондиционеры без перечисленных выше дополнительных элементов недопустимо. Пренебрежение этим правилом приведет к выводу из строя кондиционера, большим материальным затратам, в число которых часто входит не только стоимость ремонта кондиционера.
Для эксплуатации кондиционеров в зимний период времени
Производители бытовых кондиционеров с реверсивным циклом в технической документации на товар, как правило, указывают температурный диапазон, в котором можно эксплуатировать кондиционер. Нижняя граница этого диапазона редко опускается до температуры ниже —5°С для режима "Холод" и 0°С для режима "Тепло". Что произойдет с кондиционером, если пренебречь этим ограничением? Что необходимо сделать, чтобы кондиционер можно было эксплуатировать при более низких температурах без риска вывести его из строя? Эти вопросы являются особенно актуальными в условиях русской зимы и поэтому требуют ответа.
Если следовать рекомендациям производителя, то лучший способ эксплуатации кондиционера в холодное время года при отрицательных температурах наружного воздуха — это его консервация.
Консервация кондиционера на зиму предусматривает следующие мероприятия:
1. Конденсация хладагента в наружный блок, которая предусматривает выполнение следующих операций:
подключение манометрического коллектора к сервисному порту;
включение кондиционера на "холод";
запирание жидкостного вентиля компрессорно-конденсаторного блока кондиционера;
запирание газового вентиля при давлении всасывания ниже атмосферного;
отключение манометрического коллектора.
Это позволит избежать потерь хладагента через неплотности наружной фреоновой магистрали.
2. Отключение или блокировка цепей запуска компрессора, исключающая ошибочный запуск компрессора.
3. Ограждение компрессорно-конденсаторного блока кондиционера с целью исключить его повреждение льдом или падающими сосульками (при необходимости).

 
Рис. 1. Таким образом устанавливается замедлитель.
Что же делать, если без кондиционера зимой не обойтись, и чем мы рискуем, пренебрегая ограничением, наложенным производителем? Как уменьшить риск серьезной поломки кондиционера?
Выясним, что же происходит внутри кондиционера при низких температурах окружающего воздуха.
Известно, что бытовые кондиционеры не производят холод или тепло, они лишь "перекачивают" тепло из одного термоизолированного объема в другой, то есть по принципу действия — это "тепловые насосы". Для переноса тепла используются специальные вещества — хладагенты. Обмен теплом между хладагентом и окружающим воздухом происходит через воздушные теплообменники. Схематически это выглядит так:
тепло из воздуха в одном термоизолированном объеме через теплообменник поглощается хладагентом;
хладагент с помощью компрессора перекачивается в другой теплообменник;
тепло, аккумулированное хладагентом через теплообменник, сбрасывается в воздух.
Производительность воздушного теплообменника или количество тепла, которое может отдать или получить хладагент через теплообменник, зависит от конструкции теплообменника и температуры воздуха, проходящего через теплообменник. Поэтому суть основной проблемы, ограничивающей использование бытового кондиционера с реверсивным циклом зимой, — изменение производительности теплообменника компрессорно-конденсаторного блока при снижении температуры окружающего воздуха. Причем при работе на "холод" теплообменник оказывается переразмеренным (слишком большим), а при работе на "тепло" — недоразмеренным (слишком маленьким).

Рис. 2. Установленный картерный нагреватель
При работе кондиционера в режиме "холод" возникают также и дополнительные проблемы:
снижение производительности холодильной машины;
увеличение продолжительности переходного режима работы холодильной машины (кондиционера);
"натекание" жидкого хладагента в картер компрессора;
проблема запуска ком-прессоров при низких температурах окружающего воздуха;
проблема отвода дренажной воды.
Остановимся на отрицательных последствиях указаных проблем. А именно:
снижение холодопроизводительности кондиционера;
обмерзание внутреннего блока кондиционера и, как следствие, еще большее снижение производительности кондиционера, риск гидроудара и повреждения компрессора;
нарушение работы системы отвода конденсата (конденсат по покрытому льдом теплообменнику стекает мимо дренажной ванны на вентилятор и выбрасывается в помещение);
ухудшение охлаждения электродвигателя компрессора, периодическое срабатывание тепловой защиты, риск теплового пробоя изоляции;
чрезмерное повышение температуры нагнетания компрессора, риск повреждения пластмассовых деталей четырехходового вентиля;
риск гидравлического удара при пуске компрессора из-за вскипания хладагента, натекшего в компрессор;
замерзание дренажной магистрали.
К счастью, перечисленные проблемы, возникающие при работе кондиционера на "холод", имеют решение. Это решение — использование зимнего комплекта кондиционера.
В состав зимнего комплекта входит:
Замедлитель скорости вращения вентилятора. Он решает задачу снижения производительности теплообменника компрессорно-конденсаторного блока путем уменьшения потока воздуха, проходящего через теплообменник. Чувствительным элементом замедлителя является датчик, контролирующий температуру конденсации, исполнительным элементом — регулятор скорости вращения вентилятора обдува теплообменника. Замедлитель реализует функцию поддержания заданной температуры конденсации. Попутно решаются проблемы снижения производительности кондиционера, обмерзания внутреннего блока и другие, связанные с переразмеренностью теплообменника компрессорно-конденсаторного блока (рис. 1).
Нагреватель картера компрессора. Он решает проблемы пуска холодного компрессора, препятствуя его повреждению (рис. 2).
Механизм защиты следующий: при остановке компрессора включается нагреватель картера, установленный на компрессоре. Даже небольшая разница температур компрессора и остальных деталей наружного блока, создаваемая нагревателем картера, исключает натекание хладагента в картер. Масло не загустевает, вскипание хладагента при пуске компрессора не происходит.
Дренажный нагреватель. Он осуществляет проблему отвода конденсата из кондиционера, если дренаж выведен наружу. В настоящее время используют несколько типов дренажных нагревателей. По способу установки их можно разделить на 2 группы:
дренажные нагреватели, устанавливаемые внутрь дренажной магистрали;
дренажные нагреватели, устанавливаемые снаружи дренажной магистрали.
Вариант установки зимнего комплекта на кондиционер приведен на рис. 3.

Рис. 3. Комплект для "адаптации" кондиционера к работе зимой:
1. Замедлитель скорости вращения вентилятора; 2. Картерный нагреватель; 3. Дренажный нагреватель.
Каковы же проблемы, возникающие при работе кондиционера с реверсивным циклом на «тепло" при отрицательных температурах?
Заметим, что существует два источника тепла, которое «перекачивает" кондиционер в помещение. Во-первых, это тепло, которое забирается из наружного воздуха. Во-вторых, это теплота работы сжатия компрессора и теплота, выделяемая электродвигателем компрессора. Первая составляющая сильно зависит от температуры наружного воздуха и по сути определяет все негативные явления происходящие в кондиционере при низких температурах наружного воздуха. Для того, чтобы тепло наружного воздуха перетекало в нужном направлении, температура фазового перехода хладагента (испарения) должна соответствовать определенной величине, которая является характеристикой теплообменника и называется полным перепадом.
Что происходит в кондиционере, работающем на "тепло" при температурах, близких к 0°С?
Температура фазового перехода для нормального процесса переноса тепла устанавливается ниже температуры окружающего воздуха на величину полного перепада, которая для наружных блоков бытовых кондиционеров составляет 5–15°С. То есть, уже при температуре окружающего воздуха +5°С температура фазового перехода (испарения) даже для хорошего теплообменника с малым перепадом отрицательная. Это приводит к тому, что теплообменник начинает покрываться инеем, ухудшается теплообмен с воздухом, растет полный температурный перепад, температура испарения падает. Поскольку производительность кондиционера практически пропорционально зависит от давления (температуры) испарения, она также падает. Мощности "заросшего" инеем теплообменника недостаточно для испарения поступающего в него жидкого хладагента, и он начинает поступать на всасывание компрессора.
Какие последствия для кондиционера это может вызвать?
Система оттаивания наружного блока, периодически включающаяся в работу, приводит к образованию льда внутри компрессорно-конденсаторного блока кондиционера и, в свою очередь, к блокировке лопастей вентилятора или их разрушению.
Жидкий хладагент, не испарившийся в теплообменнике, попадает в магистраль всасывания, затем в отделитель жидкости, далее внутрь компрессора, вызывая гидравлический удар.
Перегрев, а затем (при попадании жидкого хладагента внутрь корпуса компрессора) обмерзание компрессора.
Причина перечисленных последствий—слишком низкая производительность теплообменника компрессорно-конденсаторного блока кондиционера при снижении температуры наружного воздуха. Действенных методов повышения этой производительности, к сожалению, нет. Последствия, как правило, катастрофические.
Поэтому включать кондиционер на "тепло" при отрицательных температурах окружающего воздуха категорически нельзя.
Подводя итог, можно сказать:
Лучший способ эксплуатации кондиционера зимой — консервация.
При необходимости можно эксплуатировать кондиционер, но только в режиме "холод" и при условии оборудования его зимним комплектом.
Основные причины выхода кондиционера из строя
Загрязнение фильтров внутреннего блока - Фильтры грубой очистки представляют собой обычную мелкую сетку и расположены под передней панелью, через которую засасывается воздух. Они предназначены для задержания пыли, находящейся в воздухе и защищают от пыли радиатор внутреннего блока. По сути, кондиционер работает как пылесос, а фильтры играют роль пылесборника. Для очистки фильтров достаточно промыть их в теплой воде и несколько минут просушить. Снять и установить фильтры не сложнее, чем заменить пылесборный мешок в пылесосе (за исключением случаев, кода внутренний блок кондиционера находится на большой высоте). В инструкции по эксплуатации всегда подробно рассказывается о том, как это сделать. Мыть фильтры, как правило, необходимо один раз в две — три недели. Если в воздухе находится большое количество пыли или копоти, мыть их надо чаще, следя за тем, чтобы они всегда оставались чистыми. Если же фильтры долгое время не мыть, то в первую очередь уменьшится обдув радиатора внутреннего блока, как следствие, воздух в помещении будет хуже охлаждаться. Кроме этого нарушится режим работы холодильной системы, что может привести к обмерзанию медных трубопроводов. В этом случае, при выключении кондиционера лед начнет таять, и из кондиционера будет капать вода. В дальнейшем, при сильно загрязненных фильтрах, возможно засорение дренажной системы комками пыли и тогда вода из кондиционера польется ручьем. В совсем запущенных случаях на пластинах радиатора нарастает такой слой грязи, что его можно удалить только с помощью сильнодействующих химических очистителей. Заметим, что чистка фильтров не входит в стандартное гарантийное обслуживание и должна выполнятся потребителем (так же как замена мешков в пылесосе) в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации.
Утечка хладагента - Второй по распространенности причиной выхода кондиционера из строя является нормируемая утечка хладагента. Нормируемая утечка (около 6 - 8 % в год) происходит всегда, даже при самом качественном монтаже — это неизбежное следствие соединения межблочного трубопровода путем развальцовки. Для ее компенсации кондиционер необходимо дозаправлять фреоном каждые 1,5 - 2 года. Если дозаправку не проводить более двух лет, то количество фреона в системе упадет ниже допустимого уровня, а это может иметь самые печальные последствия для кондиционера: компрессор при работе охлаждается фреоном и при его недостатке возможен его перегрев и заклинивание. А стоимость замены компрессора составляет больше половины стоимости нового кондиционера. Для обнаружения факта утечки необязательно иметь специальное оборудование. Первые признаки уменьшения количества хладагента в системе — образование инея или льда на штуцерных соединениях наружного блока (это место, куда подсоединяются медные трубки), а так же недостаточное охлаждение воздуха в помещении (разность температур на входе и выходе внутреннего блока должна составлять не менее 8 - 10°С). В случае появления подобных симптомов, необходимо выключить кондиционер и обратиться в сервисную службу для устранения неисправности.
Работа кондиционера в зимнее время - Еще одна особенность бытовых кондиционеров — практически все бытовые модели не адаптированы к работе в зимнее время, то есть нижняя граница температуры наружного воздуха составляет от -10°С до 0°С для различных моделей. Причина такого, казалось бы, странного, поведения производителей заключается в том, что:
В Россию завозятся те же кондиционеры, что поставляются на европейский и японский рынки, где зима достаточно теплая — абсолютный минимум температуры в Токио -8°С (журнал "Мир климата", №3, 1999 г.).
Установка в кондиционер всесезонного блока, который позволяет кондиционеру работать при температуре наружного воздуха до -25°С, увеличивает общую стоимость на 150 - 200 долларов, поэтому далеко не все идут на такое удорожание..
Необходимость в кондиционере, работающим круглый год, может возникнуть в двух случаях. Во-первых, когда требуется охлаждать помещение не только в летнее, но и в зимнее время, например помещение с большим количеством тепловыделяющей техники (серверные, компьютерные залы и т.д.), поскольку охлаждение такого помещения с помощью приточной вентиляции приведет к недопустимому уменьшению влажности воздуха. Во-вторых, в случае обогрева с помощью кондиционера в зимнее время. Однако такое использование кондиционера не всегда оправдано, поскольку даже будучи адаптированным к зимним условиям, при температуре наружного воздуха -20°С, производительность (мощность) кондиционера падает в три раза по сравнению с номинальной.
Эксплуатация неадаптированного кондиционера в холодное время года в первую очередь уменьшает рабочий ресурс компрессора.
Кроме этого при включении кондиционера в режим охлаждения конденсат (вода), образующийся во внутреннем блоке, не сможет течь по дренажной трубке наружу из-за ледяной пробки. В результате через полчаса после включения вода из внутреннего блока польется прямо в комнату.
Заметим, что адаптировать к зимним условиям возможно любую сплит-систему. Для этого в нее встраивается устройство подогрева картера компрессора и регулятор оборотов вентилятора наружного блока, а так же устанавливается «теплый» дренаж.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню Яндекс.Метрика